До розділу

 

О Федоровском идоле и кургане

Супруненко А.Б.

Антропоморфные стелы эпохи раннего металла с богатой иконографией выявляют сравнительно редко. Что же касается скульптур с изображениями наибольшей сложности, то их находки вообще единичны. Для предстепий Средне-днепровского Левобережья обращает на себя внимание группа уникальных образцов монументальной скульптуры эпохи палеометалла - идолов из Керносовки, Натальевки и Федоровки, обнаруженных в нижнем течении рр. Орели и Самары.

Идол из с. Федоровна Карловского района Полтавской обл. - наиболее северная находка стелы с богатой иконографией на Левобережье, обнаружен в 1,35 км к юго-востоку от села, на второй надпойменной террасе левого берега р. Орчик, поблизости от распахиваемого кургана. В 1979 г. стела перевезена в Полтавский краеведческий музей, где ныне экспонируется (Супруненко, 1986, с.49; 1988, с.3-4).Изваяние изготовлено из плиты песчаника подпрямоугольной формы, сужающейся книзу. Ее высота 133 см, ширина в плечах 51 см, в нижней части 30 см, толщина 15-21 см. Лицевая и оборотная стороны плоские, боковые закруглены. Гравированные изображения покрывают верхнюю часть стелы. Основание выделено уступом, утолщено и грубо обработано, что является свидетельством установки изваяния в грунте в вертикальном положении (Телегін, 1971, с.3-4). Рисунки, нанесенные на стелу, выполнены при помощи орудия в виде неширокого зубильца, с подшлифовкой поверхности скульптуры. Изображения лицевой плоскости исполнены, преимущественно, в технике невысокого (0,3-1 см) рельефа, оборотной - контурного углубленного рисунка (канавка различной ширины глубиной 0,5-2 см), боковых - в смешанной технике (рис. 7, 1-4). Голова и правое плечо скульптуры отбиты в древности.

Сохранившееся левое плечо стелы украшено двумя разделенными насечками валиками, образующими полуовалы. Канавкой изображение отделено от выступа головы. Лицевая плоскость. Выступ головы отделен рельефным валиком. На уровне груди проведена прямая горизонтальная канавка. Ниже - изображение рук, согнутых в локтях, частично занимающих и боковые стороны стелы. Кисти рук находятся на одном уровне: левой расправлена и прижата ладонью к груди, правой - сжимающая стрелу (?) острием вниз. Выше левой руки - изображение предмета в виде валика (остатки рисунка лука с тетивой - ?). Под руками помещено изображение брюшной диафрагмы. В центре расположена сцена при участии человека и животного. Мужчина (обозначен фалл) изображен с поднятыми вверх руками, выделенными рельефом стопами ног и прямым длинным хвостом. Человек развернут в сторону животного, изображенного в профиль с опущенной головой и длинным хвостом. Рядом с ними - круглое углубление в виде пупа, обрамленное валиком. За поясом, проходящим через все стороны стелы, находится вислообушный топор, обух которого повернут к центру.

На оборотной стороне идола изображен ствол - "позвоночник" с отходящими от него под углом 70° вверх "ребрами" - канавками, образующими древо жизни. Его основанием является дуговидное углубление в виде ягодичной области человека. В верхней части, у вертикального ствола, находится изображение прямой палки-посоха с 13-ю нарезками вверху. Пояс на оборотной стороне стелы пересекают контуры стоп ног человека носками вверх. На поясе обозначены углубленными кольцами справа семь отверстий.

На боковых сторонах стелы показаны полосы, являющиеся продолжением линий оборотной плоскости, только изображенных сломанными под углом к параллельным канавкам-"ребрам" оборотной стороны.

Изображения, помещенные на стеле, имеют иконографические аналогии среди ряда скульптур эпохи раннего металла (Араканцево, Баратовка, Казанки и др. стелы Крыма, Плачидол, Трояны, Хаманжия и др.). Наиболее близки рассматриваемому изваяния из Керносовки, Натальевки, Новоселовки. Яркой и своеобразной на идоле является сцена с изображением человека-шамана с хвостом с поднятыми вверх руками. Обозначение фалла - свидетельства культа плодородия - для мужского начала непосредственно связывается с астральными культами (Кушнарева, Чубинишвили, 1970. с.166). Помещенное рядом изображение животного рассматривается как изображение коня, чему не противоречат его детали: пропорции тела и длинный хвост. Такие рисунки известны на плитах Каменной Могилы и Усатовского кургана, идоле из Керносовки. Композиция может обозначать сцену поклонения коню-посреднику между землей людей и небом предков, небесному коню, связанному с солнцем и плодородием, а также быть отражением какого-либо тотемического обряда, бытовавшего в среде скотоводов Левобережья.

Антропоморфность Федоровского идола подчеркивается помещением на статуарное изображение ряда доминирующих человеческих признаков - утраченного выступа головы, наличии плеч, изображений рук, брюшной диафрагмы, пупа. Все это, дополненное изображениями символов власти - пояса и топора - является воплощением образа представителя верховной власти жреца или вождя, наделенного жреческими функциями или же, вероятно, одного из важнейших божеств.

На оборотной плоскости стелы помешен ряд изображений, связанных сФедорівський ідол древним индоевропейским мифом о посещении жрецом или вождем мира предков и возвращении его назад в виде предка-покровителя (Новицкий, 1990) типа известного Пуруши (Чмыхов, Довженко, 1987, с.135-138). В набор необходимых для этого культовых средств входят посох и контуры стоп (Алексеева, 1990), интерпретируемые рядом исследователей как реальное воплощение дающего жизнь солнечного божества (Ричков, 1982, с.64-69; Титова, 1982, с.12-14) или символизирующего превращение человека в существо высшего порядка (Алексеева, 1990). Интересно, что обращенные кверху носки стоп, видимо, свидетельствуют именно о возвращении с "того света" изображаемого. Положение стоп, пересекающих пояс, символизирует определенную связь изображений стоп-символов великого божества плодородия, господствующих форм хозяйствования и власти (Титова, 1982, с. 14). Вместе с тем дополнительные признаки антропоморфности - наличие ребер - это не только элементы того же мифа об уходе из мира живых (Новицкий, 1990), но и своеобразная кодировка пространственно-временной связи этих явлений. "Ребра" - канавки оборотной плоскости продолжаются с изломом (повторяя очертания человеческой фигуры) на боковых сторонах, достигая лицевой грани (рис. 7,1), как бы связывая мир создателей изваяния с миром предков. Изображения "позвоночника" и "ребер" при рассмотрении воспринимаются как древо жизни с характерным трехчленным делением: корни (ладьевидное углубление) - ствол - ветви, соответствующими миру предков ("тому свету"), настоящему творцов изображения и их космогоническим представлениям.

Рис. 7. Федоровский идол: лицевая, левая, обратная
 и правая стороны. 5 - план погребения 5
Федоровского кургана, профиль ямы и
6 - разрез заполнения "жертвенной" ямы погребения 5.

С открытием календарных основ росписи памятников монументальной скульптуры эпохи палеометалла Восточной Европы (Дворянинов, 1980, с.42-52) стал возможен анализ графических изображений при помощи методики, разработанной для позднепалеолитической графики, используя которую обнаружены древнейшие в мире календари (Фролов, 1974, с.41-48, 118-146). Рассматривая древо жизни на Федоровском идоле, удалось проследить определенные календарные основы символики графического изображения как и на ряде др. памятников (Дворянинов, 1980, с.48; Шилов, 1982, с.33-34).

Сумма линий-канавок с левой и правой сторон древа жизни составляет 27. Это отвечает количеству суток драконического месяца (Климишин, 1985, с.34-36). Суммы линий слева и справа (учитывая изломанные под углом канавки боковых сторон) составляют соответственно 26 и 28, которые при сложении единицы (графически ствол древа) будут составлять 27 и 29. Это, как известно, отвечает количеству суток в драконическом и синодическом месяцах лунного года. С правой стороны древа - сумма линий 28, то есть количество суток в усредненном месяце (27 + 28).

Общее количество линий, которые не доходят к стволу справа, - 12 (учитывая нижнюю изломанную дважды, 13), слева - 6. В сумме 6 и 12 составляют 18, что отвечает количеству безмесячных ночей лунного года. Интересно, что умножив суммы линий справа - 28 и 12, - мы получаем 336, что составляет количество лунных ночей в лунном году из 354 суток. Заметим, что общая сумма линий, которые доходят вверху к стволу, вместе с последним, составляет 55 и отвечает числу дней, показывающих отставание лунного года от солнечного за 5 лет. Приведенная интерпретация не безупречна, но присутствие календарных основ в графике древа жизни безусловно.

Таким образом, Федоровская стела - это скульптура божества с телесными атрибутами человека (Штернберг, 1936 с.38), соответствующая комплексу представлений о первопредке - герое древних индоевропейцев (Пуруша), являвшемся символом и законом существования Вселенной и общества, верховным родоплеменным божеством, двойником знатного погребенного и проводником его души в мир богов (Чмыхов, Довженко, 1987, с.138). .Этому не противоречит и наличие на оборотной стороне идола элементов календарной графики - символов времени, видимо, входящих в круг процессов, руководимых божеством, фиксирующих временные ориентиры, необходимые для достижения "того света" и возвращения назад. Не исключено также, что изображения на стеле являются отражением представлений древнего населения Левобережья об умирающем и вновь возрождающемся божестве.

Большинство стел левобережного Поднепровья связывается исследователями с памятниками ямной и катакомбной культурно-исторических общностей (Довженко, 1989, с.66-67; Формозов, 1969, с.179-180 и др.). Датировка идолов с богатой иконографией не выходит за пределы конца III - начала II тыс. до н. э. На более точную дату - в рамках первой четверти II тыс. до н. э. - указывают аналогии изображенного на стеле каменного вислообушного топора, имевшие распространение в среде позднеямных и кеми-обинских племен Юга Украины.

И хотя курган был частично нарушен сурчиной, исследования 1988 г. дали определенные результаты. Курган высотой 1,32 м и диаметром 38 м содержал 6 погребений - ямное, катакомбное и 4 срубных. Его насыпь сооружалась из чернозема в два приема, Первичная насыпь возведена над погребением 5 ямного времени и имела высоту 0,95 м при диаметре 22 м, отличалась сильно уплотненным грунтом поверхности, которая была усыпана мелкими комочками охры. На ней в дерне выявлены костяная деталь музыкального инструмента типа "флейты Пана" и кости лошади. Вокруг древнего кургана был вырыт ровик шириной 0,4-0,8 м и глубиной до 0,4 м с округлым дном, прослеженный с севера и юга. В восточной поле обнаружены остатки установленного вертикального деревянного шеста диаметром 6 см. Последующая досыпка связана с катакомбным погребением 3, произведенным практически с вершины первичной насыпи. Центральная часть кургана изрыта, в т. ч. землероями.

Основное погребение 5 находилось у центра первичной насыпи на глубине 2,22 м от репера. Оно было совершено в материковой подпрямоугольной в плане яме размером 1,55 х 2,1 м, ориентированной по линии СВ-ЮЗ, опущенной с уровня древней поверхности на глубину 0,92 м (рис. 7,5). Яму широким кольцом окружал смешанный выкид (З-В) размером 5,6 х 7,8 м мощностью до 0,4 м. На древней поверхности в основании выкида обнаружены части тел позвонков лошади и овцы, под выкидом - венечная кость фаланги пальцев лошади. Поверхность выкида была усеяна обломками мелких животных костей и угольками. В заполнении ямы находился чернозем значительной плотности, утоптанный при засыпке. Остатков перекрытия и погребенного не выявлено.

Продольные отвесные стенки ямы сужались к западу, придавая ей "стеловидную" (отдаленно напоминающую антропоморфную) форму в плане. К юго-западной стенке погребальной ямы примыкала круглая в плане материковая яма диаметром до 1 м, также опущенная с уровня древнего горизонта на глубину 0,97 м (рис. 7,5). Ее стенки плавно сужались книзу, переходя в округлое дно. В заполнении чередовались прослойки чернозема и суглинка толщиной 3-4 см, на поверхности которых отмечались следы увлажнения в виде затеков (рис. 7,6). Всего прослежено 5 пар таких прослоек.

Образуя "антропоморфное" в плане сооружение, ямы погребения 5 служили культовым целям, являясь кенотафом. Вероятно, над ними совершались определенные обряды, связанные в т. ч. с жертвоприношениями. Это не противоречит высказанной гипотезе о характере назначения Федоровского идола и предназначении всего комплекса первобытному храму, связанному с обрядом погребения первопредка-двойннка вождя или жреца с целью совершения "путешествия" последнего в мир богов и предков и его возвращения оттуда. На принадлежность комплекса позднеямному времени указывают находки фрагментов лепной керамики в насыпи кургана, ориентация и форма ямы погребения 5.

Комплекс кургана со стелой с богатой иконографией у с. Федоровка на р. Орчик является уникальным памятником племен ямной культурно-исторической общности и ярким свидетельством идеологических представлений населения Среднеднепровского Левобережья в начале раннего бронзового века.

 

Печатается за изданием: Супруненко А.Б. О Федоровском идоле и кургане // Охорона і дослідження пам'яток археології Полтавщини: Третій обласний науково-практичний семінар: Тези доповідей. - Полтава, 1990. - С.80 - 86.

українська версія статті
 

http://www.svit.in.ua

 

До розділу